Фрагмент для ознакомления
2
Введение
2
Именно знаки и знаковые системы являются предметом изучения
семиотики. Самая очевидная знаковая система – это язык, на котором
говорят люди. Но семиотика, как наука о знаках, занимается изучением не
только естественных языков, но и различных явлений культуры, таких как
живопись, архитектура, кино и другие. Более того, даже сам человек
является объектом изучения семиотики.
На современном этапе людей окружают различные знаки – не только
явления природы, но и компьютерные программы, графика, музыка и т.д.
Можно сказать, что люди не только живут в мире знаков, но и сами
являются знаками в некоторых ситуациях.
Знаковые системы задают определенные модели, которые позволяют
человеку, который владеет ими, осуществлять более эффективное
поведение, чем если бы он обходился без них.
Знаки составляют предмет анализа во многих науках, например в
лингвистике, психологии, логике, биологии, социологии. Не смотря на это,
каждая из наук рассматривает знак и его использование с какой-то
определенной стороны, ни одна наука не охватывает проблему знака в
целом, полностью.
Среди методологических приемов, успешно применяемых во всех
случаях обращения к арсеналу семиотики, нельзя не назвать введенное еще
Ч. Пирсом и развитое Ч. Моррисом разделение семиотики на три части
(семантику, синтактику, прагматику) подобно тому, как лингвистика
подразделяется на фонетику, грамматику (в свою очередь состоящую из
морфологии и синтаксиса), лексикологию.
Целью данной работы является рассмотрение синтактики, семантики
и прагматики как основных отношений знаков.
1 Синтактика и семантика как части семиотики
3
Синтактика имеет своим предметом план выражения сообщений, где
ею определяется порядок следования (расположения) знаков, т.е.
отношения знак ‒ знак, примером которых могут служить грамматические
согласования между словами предложения 1 .
Еще один пример семиотических аналогий дает общение людей, в
котором, согласно социальной психологии, различаются три действия:
перцепция ‒ восприятие партнерами друг друга, текстовая
(коммуникативная) деятельность ‒ передача друг другу смыслов,
интеракция ‒ практическое взаимодействие (сотрудничество или
конфликт) 2 .
Перцепцию можно соотнести с синтактикой, имея в виду
упорядочение взаимоотношений партнеров; семантику ‒ с текстовой
деятельностью, где происходит оперирование смыслами; прагматику ‒ с
интеракцией, где преследуются практически важные цели.
Семантикой называют учение об отношении знаков к объектам
действительности.
Термин «семантическое поле» был введён Г. Ибсеном и определялся
как совокупность слов, обладающих общим значением. И. Трир расчленил
понятия «лексическое» и «понятийное» поля и ввёл в лингвистику эти
термины. А. Йоллес связал поле с этимолого-словообразовательным
анализом слова.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Активные процессы в современном русском языке: национальное
и интернациональное : сборник научных статей [по материалам
международной научной конференции, 30 октября 2020 г.]. — Москва :
Флинта, 2021. — 494 с.
2) Богуславский И. М., Семантический анализ с опорой на
умозаключения в функциональной модели языка // Вопросы языкознания.
— 2021. — № 1. — С. 29-56.
3) Огудов С., Структуры за пределами нарративов // Новое
литературное обозрение. — 2021. — № 4 (170). — С. 337-243.
4) Покорны П., Язык в точных и гуманитарных науках, включая
теологию // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9,
Филология, востоковедение, журналистика. — 2015. — Вып. 4, декабрь. —
С. 4-16.
5) Рядовая Н. С., Аргументированные стратегии политического
дискурса как объект лингвистического анализа // Вопросы филологии. —
2012. — № 2. — С. 114-121.